Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 114643
1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) т..бурет
2) к..снуть­ся
3) выр..стить
4) насл..жде­ние
5) угр..жать
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..милый
2) пр..ку­пить семян
3) пр..ло­жить уси­лия
4) пр..смы­кать­ся
5) пр..ста­ни­ще
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) ми­ро­во(з/зз)рение
2) ра(з/зз)жечь
3) и(с/сс)кус­ный
4) безра(с/сс)удный
5) дре(с/сс)иров­щик
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) с ерш..м
2) прощ..н ба­буш­кой
3) защ..лк­нуть
4) пирож..к
5) маж..рное на­стро­е­ние
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) вз..еро­шен­ный, с..аги­ти­ро­вать
2) нян..чить ма­лы­ша, от­влеч..ся
3) ц..тру­со­вые, сверх..нту­и­ция
4) без..сход­ность, тем­но­лиц..й актёр
5) не­сколь­ко паст­бищ.., п..еса о молодёжи
6.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) письм..цо
2) калач..к
3) вес­нушч..тый
4) фасол..вый
5) обмен..вать­ся
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они наде..тся
2) изма..вшись от без­де­лья
3) не­вы­держ..нный юноша
4) со­суль­ки раста..т
5) хо­ро­шо слыш..щий
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) но­во­рождё .. ый, обяза .. ости
2) пря .. ый запах, пунк­ту­а­цио .. ый знак
3) кова .. ый в куз­ни­це меч, ма­ри­но­ва..ые овощи
4) рас­плав­ле .. ый ме­талл, до­рож­ка вы­мо­ще..а кам­нем;
5) сю­же­ты слож­ны и за­пу­та..ы , уга­сать медле..о
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)точно, а при­бли­зи­тель­но; (не)ис­чер­па­е­мые бо­гат­ства
2) да­ле­ко (не)пу­стой хо­ло­диль­ник; (не)каж­дый раз­берётся
3) (не)оби­дят­ся; (не)ле­та­тель­ный ап­па­рат
4) (не)от­но­ся­щий­ся к делу; (не)прочь по­тан­це­вать
5) иг­руш­ка (не)сло­ма­на; очень (не)спо­кой­ный день
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (кино)съёмка
2) (пол)лица
3) рас­кры­вать (по)не­мно­гу
4) (се­ве­ро)ка­зах­стан­ский кли­мат
5) (мин­даль­но)гвоз­дич­ный аро­мат
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ваза упала на пол и раз­би­лась (в)дре­без­ги.
2) Здесь мало солн­ца, (за)то в таких дре­му­чих угол­ках во­дят­ся со­ло­вьи.
3) (В)на­ча­ле зимы Левин при­е­хал в Моск­ву.
4) Га­стрит часто воз­ни­ка­ет (в)след­ствие не­пра­виль­но­го пи­та­ния.
5) Они обо­ру­до­ва­ли спорт­пло­щад­ку так(же), как и в со­сед­нем дворе.
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) В уни­вер­си­те­те учит­ся мой брат, я то(же) хочу учить­ся там.
2) Всё было как(будто) вчера.
3) (В)те­че­ние дня вы­па­ла ме­сяч­ная норма осад­ков.
4) (На)встре­чу мне ле­те­ли раз­но­цвет­ные шары.
5) По­го­во­ри­те с ним (на)пря­мую, он поймёт.
13.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)про­дол­же­ние ночи я не спал ни ми­ну­ты.
2) (В)виду того что дядя не смо­жет взять меня на своё по­пе­че­ние, я долж­на буду оста­вать­ся в пан­си­о­не.
3) Ли­ло­вый зиг­заг мол­нии про­ре­зал небо (на)ис­ко­сок.
4) Ро­ди­те­ли (в)тайне го­то­ви­ли по­дар­ки детям к Но­во­му году.
5) Потом я часто ду­ма­ла: а что(бы) было, если бы ушла я в тот день не рань­ше вре­ме­ни, а как по­ло­же­но?
14.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Тре­нер уве­рял меня две­на­дца­ти­лет­нюю де­воч­ку что во мне зарыт ве­ли­кий та­лант не­под­ра­жа­е­мой и не­срав­нен­ной на­езд­ни­цы.
2) Ста­ра­тель­но под­стри­жен­ные са­дов­ни­ком кусты окайм­ля­ли до­рож­ку к цвет­ни­ку.
3) Взяв в долг у сво­е­го из­да­те­ля два­дцать пять тысяч фун­тов Дар­рел решил по­про­бо­вать ор­га­ни­зо­вать зоо­парк на юге Ан­глии.
4) Ты верно Мо­царт чем-ни­будь рас­стро­ен?
5) Мы си­де­ли на бе­ре­гу ре­чуш­ки за­рос­шей осо­кой и ка­мы­ша­ми.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Слово в сти­хо­тво­ре­нии зна­чит го­раз­до боль­ше чем в прозе.
2) Элен очень гра­мот­но пи­са­ла од­на­ко не об­ла­да­ла чув­ством стиля.
3) Кни­го­лю­бы на­вер­ное пом­нят преды­ду­щее из­да­ние этой эн­цик­ло­пе­дии.
4) Этот щенок по-ви­ди­мо­му счи­тал меня ли­це­ме­ром и пре­зри­тель­но от­но­сил­ся к моим за­ис­ки­ва­ни­ям.
5) Ка­жет­ся что тот сад был как бы весь пе­ре­несён с кар­ти­ны ху­дож­ни­ка эпохи клас­си­циз­ма.
16.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Когда Мо­дест Алек­се­е­вич ухо­дил на служ­бу, Аня иг­ра­ла на рояле_ или пла­ка­ла от скуки_ или ло­жи­лась на ку­шет­ку и чи­та­ла ро­ма­ны.
2) Я сидел в тени вяза_ и ле­ни­во со­би­рал цветы_ и травы_ и в серд­це под­ни­ма­лась какая-то род­ствен­ная лю­бовь к каж­до­му ко­лос­ку.
3) Ему нра­ви­лись стихи Блока_ и Есе­ни­на, Гумилёва_ и Ах­ма­то­вой.
4) По­ляр­ни­ков не оста­но­ви­ли_ ни холод_ ни пурга_ ни на­гро­мож­де­ние льдов.
5) Мне скоро на­ску­чи­ли и мол­ча­ли­вая зе­лень пальм_ и жёлтый песок на ал­ле­ях_ и узор­ча­тые ска­мьи.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пи­са­тель­ство одно из самых за­ман­чи­вых и од­но­вре­мен­но самых тяжёлых за­ня­тий в мире.
2) «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» есть не толь­ко со­зда­ние ве­ли­ко­го учёного, но и по­двиг чест­но­го че­ло­ве­ка.
3) На ли­стьях де­ре­вьев, на траве, на кры­шах домов и са­ра­ев, по­кры­тых ка­мы­шом, всюду до по­лу­дня ле­жа­ла обиль­ная роса.
4) По­ве­де­ние На­гуль­но­ва все рас­це­ни­ва­ли по-раз­но­му: кто-то одоб­рял, кто-то по­ри­цал, кто-то сдер­жан­но по­мал­ки­вал.
5) Хо­чешь до­бить­ся успе­ха — при­ло­жи мак­си­мум уси­лий.
18.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

[   ]:[   ].

1) Каш­тан­ка сразу по­ня­ла вор­чать и лаять на новых зна­ко­мых бес­по­лез­но.
2) Всё в этом во­лье­ре есть для со­дер­жа­ния вол­ков овра­жек по­рос­ший кра­пи­вой и ло­пу­ха­ми род­ник ча­стый ель­ник.
3) Жен­щи­на вошла в реку и улыб­ну­лась в воде было рас­тво­ре­но солн­це.
4) Рас­ска­зать прав­ду было очень труд­но я решил мол­чать.
5) Через не­сколь­ко дней Ивану Ива­но­ви­чу по­зво­ни­ли из из­да­тель­ства и со­об­щи­ли на его стихи по­лу­че­на очень хо­ро­шая ре­цен­зия Павла Ан­то­коль­ско­го.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Какую книгу, — по­ин­те­ре­со­ва­лась учи­тель­ни­ца: — вы взяли бы с собой на не­оби­та­е­мый ост­ров?»
2) — Зачёт в три часа, — ска­зал ста­ро­ста и стро­го до­ба­вил: — Не опаз­ды­вай­те!
3) Она про­из­нес­ла го­ло­сом, по­хо­жим на ко­ша­чье мя­у­ка­нье: «По­жа­лей­те бед­няж­ку».
4) Л. Н. Тол­стой утвер­ждал, что: «глав­ное сред­ство во вся­ком ис­кус­стве — чув­ство меры».
5) «Хо­ро­шо, что до­га­дал­ся по­дать мне руку», — за­ме­ти­ла Таня. «Я до­гад­ли­вый!» — от­шу­тил­ся Иван.
20.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, для ко­то­рых пра­виль­но ука­зан вид под­чи­ни­тель­ной связи:

1) увле­ка­ясь те­ат­ром — при­мы­ка­ние
2) жили вчет­ве­ром — управ­ле­ние
3) цвет беж — при­мы­ка­ние
4) об одной ко­сточ­ке — со­гла­со­ва­ние
5) влаж­ный от росы — со­гла­со­ва­ние
21.  
i

Ука­жи­те од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния:

1) На моём окне — кра­си­вый букет из по­ле­вых цве­тов.
2) Так жи­ви­те долго, мои лю­би­мые дру­зья!
3) Не­ожи­дан­но встре­тил вчера на вы­став­ке сво­е­го дав­не­го то­ва­ри­ща.
4) Де­ре­вен­ский забор вы­кра­шен белой и синей крас­ка­ми.
5) Что же мне де­лить с тобой?
22.  
i

Про­из­во­дя­щее и про­из­вод­ное слова объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

1) ле­че­ние → ле­чеб­ный
2) под­го­то­вить → под­го­то­ви­тель­ный
3) земля → за­зем­лить
4) раз­ве­ять → раз­ве­и­вать­ся
5) дикий → ди­кар­ка
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) гла­за­стый
2) ко­ман­до­ва­ние
3) обид­чи­вость
4) по­ру­чи­тель­ство
5) ель­ни­чек
24.  
i

Стро­е­ние каких слов со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние?

1) пе­ре­прыг­нув­ший
2) укреп­ле­ние
3) раз­дроб­лен
4) укро­ти­тель
5) раз­гру­зоч­ный
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В первую де­ся­ти­днев­ную де­ка­ду по­го­да не из­ме­нит­ся.
2) Ре­зуль­та­ты кон­кур­са будут объ­яв­ле­ны по радио.
3) А дни стоят го­лу­бые, без­об­лач­ные, самые что ни на есть ле­та­тель­ные.
4) Не­при­я­тель явно понёс по­ра­же­ние после атаки наших войск.
5) Ста­руш­ка, ви­ди­мо, уста­ла, шла всё мед­лен­нее, на одном ды­ха­нии.
26.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) к две ты­ся­чи де­ся­то­му году
2) из вось­ми­ста мет­ров ткани
3) не тро­гай­те его
4) погиб под го­ро­дом Королёвом
5) ком­пот из вишен
27.  
i

Уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог в сло­вах:

1) ку­хон­ный
2) ис­под­воль
3) жа­лю­зи
4) (она) по­ня­ла
5) гли­ня­ный
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Раз­ные зна­че­ния мно­го­знач­но­го слова по­ме­ща­ют­ся в одной и той же ста­тье тол­ко­во­го сло­ва­ря.
2) На­ре­чие — слу­жеб­ная часть речи.
3) Слова в рус­ском языке не могут со­сто­ять толь­ко из корня.
4) Гла­гол умыть­ся имеет формы про­шед­ше­го, на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни.
5) В пред­ло­же­нии Пред­став­ле­ние о Та­ган­ро­ге свя­за­но у нас с Че­хо­вым со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
29.  
i

(1) Чарт­ков сде­лал­ся мод­ным жи­во­пис­цем во всех от­но­ше­ни­ях. (2) Чаще стал бы­вать на обе­дах, со­про­вож­дать дам в га­ле­реи и на гу­ля­нья, ще­голь­ски оде­вать­ся. (3) Дома у себя он завёл опрят­ность и чи­сто­ту в выс­шей сте­пе­ни, опре­де­лил двух ве­ли­ко­леп­ных ла­ке­ев, завёл ще­голь­ских уче­ни­ков, за­нял­ся улуч­ше­ни­ем раз­ных манер. (4) Скоро в нём нель­зя было узнать того скром­но­го и та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ра­бо­тал когда-то не­за­мет­но в своей ла­чуж­ке на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве.

(5) Когда в жур­на­лах по­яв­ля­лась пе­чат­ная хвала ему, он ра­до­вал­ся, как ребёнок, хотя эта хвала была куп­ле­на им за свои же день­ги. (6) Слава его росла, ра­бо­ты и за­ка­зы уве­ли­чи­ва­лись. (7) Но уже стали ему на­до­едать одни и те же порт­ре­ты и лица. (8) Уже без боль­шой охоты он писал. (9) Ум уста­вал при­ду­мы­вать и об­ду­мы­вать. (10) Кисть его хла­де­ла и ту­пе­ла. (11) Он видел толь­ко мун­дир да фрак, перед ко­то­ры­ми чув­ству­ет холод ху­дож­ник и па­да­ет вся­кое во­об­ра­же­ние.

(12) При­кос­но­ве­ние пре­крас­но­го уже не пре­вра­ща­ло дев­ствен­ных сил в огонь и пламя. (13) Но все от­го­рев­шие чув­ства ста­но­ви­лись до­ступ­нее к звуку зо­ло­та, вслу­ши­ва­лись вни­ма­тель­нее в его за­ман­чи­вую му­зы­ку и мало-по­ма­лу поз­во­ля­ли ей со­вер­шен­но усы­пить себя. (14) Зо­ло­то сде­ла­лось его стра­стью, иде­а­лом, стра­хом, на­сла­жде­ни­ем, целью.

А29. Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Мод­ный жи­во­пи­сец.
2) Дво­рец на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве.
3) Хва­леб­ные ста­тьи в жур­на­лах.
4) Жизнь бо­га­тых за­каз­чи­ков.
5) За­ман­чи­вая му­зы­ка зо­ло­та.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "не­ожи­дан­ный, вне­зап­ный"
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "очень быст­рый, бур­ный, рез­кий в дви­же­нии"
3) си­но­ним — не­устра­ши­мый
4) си­но­ним — це­ле­устремлённый
5) ан­то­ним — мед­лен­ный
31.  
i

(1) Бар­бос был не­ве­лик ро­стом, но при­зе­мист и ши­ро­ко­груд. (2) Бла­го­да­ря длин­ной, чуть-чуть вью­щей­ся шер­сти в нём за­ме­ча­лось отдалённое сход­ство с белым пу­де­лем, но толь­ко с пу­де­лем, к ко­то­ро­му ни­ко­гда не при­ка­са­лись ни мыло, ни гре­бень, ни нож­ни­цы. (3) Летом он по­сто­ян­но с го­ло­вы до конца хво­ста бывал уни­зан ко­люч­ка­ми, а осе­нью клоки шер­сти на его ногах, жи­во­те, из­ва­ляв­шись в грязи, пре­вра­ща­лись в сотни ко­рич­не­вых бол­та­ю­щих­ся ста­лак­ти­тов. (4) Уши Бар­бо­са вечно но­си­ли следы «бо­е­вых схва­ток».

(5) Пёс имел весь­ма смут­ные по­ня­тия о праве соб­ствен­но­сти (осо­бен­но если дело ка­са­лось наших съест­ных при­па­сов) и не от­ли­чал­ся ак­ку­рат­но­стью. (6) Этому раз­бой­ни­ку ни­че­го не сто­и­ло стрес­кать в один при­сест по­ло­ви­ну жа­ре­но­го пас­халь­но­го ин­дю­ка, вос­пи­тан­но­го с осо­бен­ной лю­бо­вью и от­корм­лен­но­го од­ни­ми оре­ха­ми, или улечь­ся, толь­ко что вы­ско­чив из гряз­ной лужи, на белое по­кры­ва­ло.

(7) Бар­бос обык­но­вен­но лежал на под­окон­ни­ке рас­кры­то­го окна в позе спя­ще­го льва, уткнув морду между вы­тя­ну­ты­ми пе­ред­ни­ми ла­па­ми. (8) Едва на улице по­ка­зы­ва­лась со­ба­чья фи­гу­ра, он стре­ми­тель­но ска­ты­вал­ся с окош­ка и, как мол­ния, на­сти­гал со­пер­ни­ка. (9) В те­че­ние не­сколь­ких минут среди гу­сто­го стол­ба ко­рич­не­вой пыли ба­рах­та­лись, спле­та­ясь клуб­ком, два со­ба­чьих тела. (10) На­ко­нец Бар­бос одер­жи­вал по­бе­ду. (11) В то время когда враг об­ра­щал­ся в бег­ство, визжа и трус­ли­во огля­ды­ва­ясь назад, Бар­бос с гор­дым видом воз­вра­щал­ся на свой пост на под­окон­ник. (12) Прав­да, ино­гда при этом три­ум­фаль­ном ше­ствии он силь­но при­хра­мы­вал, но, ве­ро­ят­но, тем слаще ка­за­лись ему по­бед­ные лавры.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии слово, упо­треблённое в зна­че­нии ‘тор­же­ствен­ное про­хож­де­ние куда-либо'. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка яв­ля­ет­ся круп­ней­шим при­род­ным ком­плек­сом Земли. (2) И три внеш­ние обо­лоч­ки Земли  — ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра  — тесно вза­и­мо­свя­за­ны. (3) Так, газы ат­мо­сфе­ры про­ни­ка­ют в воду и в гор­ные по­ро­ды. (4) Вода про­са­чи­ва­ет­ся в зем­ную кору, раз­мы­ва­ет и рас­тво­ря­ет гор­ные по­ро­ды. (5) И далее ча­сти­цы гор­ных пород по­па­да­ют в ат­мо­сфе­ру, а рас­тво­ри­мые ве­ще­ства  — в воду. (6) Всё это про­ис­хо­дит при уча­стии сол­неч­но­го света и тепла. (7) В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия верх­ние слои ли­то­сфе­ры, вся гид­ро­сфе­ра и ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры об­ра­зу­ют еди­ную си­сте­му  — гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

 

(8) Усло­вия в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке бла­го­при­ят­ны для раз­ви­тия жизни. (9) Мил­ли­ар­ды лет назад в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке по­яви­лись ор­га­низ­мы, ко­то­рые затем на­ча­ли в ней раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся. (10) Впо­след­ствии они сами стали важ­ней­шим эле­мен­том гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, из­ме­нив и объ­еди­нив осталь­ные её части.

 

(11) Имен­но эти ор­га­низ­мы со­зда­ли «живую» обо­лоч­ку Земли  — био­сфе­ру. (12) Со­глас­но уче­нию о био­сфе­ре Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вер­над­ско­го, из­вест­но­го рус­ско­го учёного, ака­де­ми­ка, био­сфе­ра со­сто­ит из живых ве­ществ, то есть из всех жи­ву­щих на Земле ор­га­низ­мов, и не­жи­вых ве­ществ, со­здан­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных этими ор­га­низ­ма­ми. (13) Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что био­сфе­ра на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии: её раз­ви­тие про­дол­жа­ет­ся и в на­сто­я­щий пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния пла­не­ты.

Най­ди­те в 9-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) По за­клю­че­нию Япон­ской ме­ди­цин­ской ас­со­ци­а­ции, по­жи­лым людям для сча­стья нужны три усло­вия. (2) Во-пер­вых, быть здо­ро­вым. (3) Во-вто­рых, эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мым. (4) В-тре­тьих, со­хра­нять любые увле­че­ния, раз­де­лять их с дру­зья­ми.

(5) Что ка­са­ет­ся здо­ро­вья, то Япо­ния за­ни­ма­ет пер­вое место в мире по про­дол­жи­тель­но­сти жизни. (6) И это го­во­рит само за себя. (7) А вы­со­кий уро­вень ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния и пре­иму­ще­ства тра­ди­ци­он­ной на­ци­о­наль­ной диеты сде­ла­ли для япон­цев уход на пен­сию в 65 лет на­ча­лом «вто­рой жизни».

(8) Вто­рая за­да­ча  — обес­пе­чить по­жи­лых людей ма­те­ри­аль­но  — в Япо­нии тоже ре­ше­на.

(9) Но ведь, кроме здо­ро­вья и эко­но­ми­че­ской не­за­ви­си­мо­сти, че­ло­ве­ку пре­клон­но­го воз­рас­та нужны лю­би­мые увле­че­ния. (10) Япон­ский образ жизни бла­го­при­ят­ству­ет и этому. (11) В Стра­не вос­хо­дя­ще­го солн­ца у жен­щин по-преж­не­му по­пу­ляр­ны ике­ба­на и чай­ная це­ре­мо­ния, у муж­чин  — кал­ли­гра­фия и бо­е­вые ис­кус­ства . (12) Не вы­хо­дят из моды круж­ки баль­ных тан­цев, куда ходят те, кому за 70. ( 13) На­ко­нец, по­жи­лых людей при­зы­ва­ют изу­чать ино­стран­ные языки, так как это спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию па­мя­ти.

(14) Быть об­щи­тель­ным, не до­пус­кать, чтобы с го­да­ми сужал­ся круг ин­те­ре­сов, - вот залог оп­ти­ми­сти­че­ско­го взгля­да на жизнь. (15) А он, в свою оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет пси­хи­че­ское здо­ро­вье, что поз­во­ля­ет япон­цу чув­ство­вать себя счаст­ли­вым, не­смот­ря на воз­раст.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 12 - м пред­ло­же­нии тек­ста . Ответ за­пи­ши­те в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 15-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Сколь­ко раз я за­ча­ро­ван­но стоял перед глав­ным укра­ше­ни­ем зна­ме­ни­то­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра  — ико­ной про­слав­лен­но­го жи­во­пис­ца Ан­дрея Рублёва! (2) В иконе во­пло­ще­ны луч­шие свой­ства его та­лан­та: оду­хо­творённость, нрав­ствен­ное бла­го­род­ство и про­сто­та. (3) А ещё не­обык­но­вен­ная игра кра­сок... (4) Ху­дож­ник все­гда стре­мил­ся со­зда­вать иконы, ко­то­рые, ка­за­лось, из­лу­ча­ли свет.

(5) На зна­чи­тель­ной по раз­ме­рам доске Ан­дрей Рублёв изоб­ра­зил вет­хо­за­вет­ную Тро­и­цу  — яв­ле­ние Ав­ра­аму Бога в виде трёх ан­ге­лов. (6) За каж­дым из трёх ан­ге­лов изоб­ра­же­на его эм­бле­ма. (7) За одним  — древо, ко­то­рое по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию озна­ча­ет «древо жизни». (8) За вто­рым  — воз­вы­ша­ют­ся лёгкие, строй­ные па­ла­ты, яв­ля­ю­щи­е­ся ху­до­же­ствен­ным об­ра­зом ра­дост­но­го и вдох­но­вен­но­го по­зна­ния. (9) За тре­тьим ан­ге­лом на­хо­дит­ся гора  — древ­ний сим­вол всего воз­вы­шен­но­го.

(10) Уже при пер­вом взгля­де на икону зри­тель ока­зы­ва­ет­ся в плену гра­ци­оз­ных, пе­ву­чих линий её ри­сун­ка и неж­ней­шей кра­со­ты со­че­та­ю­щих­ся цве­тов. (11) Ху­дож­ник и ис­кус­ство­вед И. Гра­барь писал, что «Тро­и­ца» свер­ка­ет «выс­шим, не­зем­ным све­том». (12) Свет этот сияет в белых и го­лу­бо­ва­тых про­бе­лах, он на­по­ми­на­ет од­но­вре­мен­но и го­лу­биз­ну неба, и за­цве­та­ю­щий лён, и пер­вые ва­силь­ки в зе­ле­не­ю­щей ещё ржи.

(13) Ещё долго учёные будут изу­чать ис­то­рию со­зда­ния зна­ме­ни­той иконы. (14) А три за­дум­чи­вых и груст­ных ан­ге­ла в мер­ца­ю­щем свете лам­пад из века в век будут вести свою без­молв­ную и та­ин­ствен­ную бе­се­ду над мо­ги­лой «ве­ли­ко­го стар­ца»...

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

За окном шумит дождь, по стёклам сте­ка­ют струи, ли­стья мок­ры­ми ла­до­шка­ми сту­чат в окна квох­чет ку­ри­ца под крыль­цом, уго­ва­ри­ва­ю­щая цып­лят по­си­деть спо­кой­но под тёплым кры­лом, по­до­ждать, пока кон­чить­ся не­снос­ный дождь.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  со­звез­дие

Б.  за­тра­тив

В.  по-фаб­рич­но­му

Г.  пе­ре­ме­шан

1.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

2.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

3.  при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

4.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

39.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  на­су­хо

Б)  усы­но­вить

В)  уста­лый

Г)  на­руж­ный

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Вы бу­де­те в этом доме жить?

Б)  Кто раз­ре­шил тебе уйти?

В)  Ты долж­на пре­дан­но всей душой лю­бить своих уче­ни­ков

Г)  Уже все хо­зяй­ствен­ные хло­по­ты за­кон­че­ны.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.